Сияй же и впредь

Начну с прошлогоднего полуанекдота-полубыли:

Едет «Пинк Флойд» на Байконур, по пути делает остановку в Москве. Зазвали их в Центр Стаса Намина, заходят они в какую-то комнатенку, а там кто-то типа «Калинова моста» репетирует. И наши хлопцы на Гилмора ноль внимания, продолжают себе играть. Тот, конечно, огорчился, а наши — ничего: они Гилмора знать не знают — мало ли кто зайдет…

Итак, немного истории для тех, кто тоже не в курсе на счет Гилмора. Певец, композитор, гитарист Дэвид Гилмор пришел в «Пинк Флойд» в 1967 году взамен выдающегося певца, композитора, гитариста Сида Баррета. Именно Сид Баррет в 1965 году создал группу с непереводимым названием — «Пинк Флойд» (одна из версий перевода — «Розовый флюид»). Первоначальный состав «Пинк Флойд»: Ник Мейсон, Сид Баррет, Ричард Райт, Роджер Уотерс.

Неважное здоровье не позволило Сиду Баррету продолжать работу в составе «Пинк Флойд». Самостоятельно он выпустил два малоизвестных альбома и напечатал книгу стихов. Тем не менее музыкальные идеи Баррета группа использовала в своем творчестве еще не менее десяти лет после его ухода. В свою очередь, Гилмор сумел не только продолжить дело Баррета, но и добиться большего: всемирной славы и признания. Выпущенный в 1967 году при непосредственном участии Баррета альбом «Волынщик у врат рая» был многообещающим, но большого успеха еще не принес. Прославилась группа с выходом альбомов «Животные» (1973 г.), «Жаль, что тебя здесь нет» (1975 г.).

Альбом же «Обратная сторона Луны» удерживается в двадцатке лучших альбомов века с момента создания (1973 г.) по сей день.

Анализом произведений группы издавна занимается множество серьезных музыковедов и просто любителей хорошей музыки. Точно классифицировать принадлежность музыки «Пинк Флойд» к определенному направлению не удалось пока ни одному аналитику: термины варьируются от «философско-прогрессивный рок» и «психоделическийМузыковедческий выверт. Означает «подсознательно-балдежный» сюрреализм» до «рок-авангардная классика» и «электронное барокко».

Несовпадение точек зрения классификаторов не мешает ценителям восхищаться полифонией, гармоничностью, вычурной и изящной музыкальной отделкой практически каждой композиции «Пинк Флойд». Вследствие влияния, под впечатлением, из-за воздействия и на мотивы произведений «Пинк Флойд» созданы, создаются и будут создаваться многочисленные скульптуры, стихи, полотна, фильмы, балеты. Знатоки считают предшественницей музыкального направления «Пинк Флойд» среднего уровня группу «Аэроплан Джефферсон». Это суждение представляется спорным хотя бы потому, что достойных последователей, а тем более аналогов, «Пинк Флойд» не имеет ни во всем мире, ни даже в нашей стране.

Разразившийся в середине 80-х судебный процесс между Гилмором и Роджером Уотерсом закончился уходом Уотерса из «Пинк Флойд». Уотерс, желавший при уходе забрать для своей будущей группы название «Пинк Флойд», потерпел поражение: имя «Пинк Флойд» осталось за Гилмором. Для последнего альбома группы (1987 г.) характерна углубленная проработка музыкальных тем, хотя на фоне прежних достижений новые композиции не выглядят слишком яркими.

Сияй же и впредь (Пинк Флойд)Сияй же и впредь (Пинк Флойд)Сияй же и впредь (Пинк Флойд)

Советские поклонники знакомы с «Пинк Флойд» более 20 лет — по магнитофонным записям, сделанным с неизвестно как попавших в страну альбомов. За все годы существования группы отечественные наши фирмы грамзаписи не записали ни одной ноты в ее исполнении. Поступится ли «Мелодия» этим принципом в дальнейшем — пока неясно.
Июньские гастроли в Москве были вторым по счету приездом «Пинк Флойд» в СССР. Пять концертных вечеров в «Олимпийском» прошли при максимально заполненном зале.

На мой вопрос, можно ли пройти поближе к сцене, старшина милиции Владимир Фомин вежливо ответил: «Пожалуйста! Через партер. Вход найдете или показать?» Отрадно также, что организаторы гастролей «Пинк Флойд» не решились повторить «большой успех» «Землян», подпущенных для «разбавления» концертов «Юрайя Хип» в прошлом году, и не подыскали никакой нашей музыкальной группы для создания эмоционального «противовеса» выступлениям «Пинк Флойд». Подойти после концерта к музыкантам, подарить, скажем, цветы или взять автограф было традиционно нельзя, но обусловлено это, как объясняли молодые люди из оцепления, было заботами о личной безопасности членов группы. Сами же музыканты «Пинк Флойд» не выказали, впрочем, особой напуганности темпераментом советского зрителя:

Мы бы сказали, что вы гораздо спокойнее наших обычных фанов…

Наши истинные поклонники рока давно и твердо убеждены: с гастролями в Советский Союз едет лишь тот, чья зарубежная слава уже склонилась к закату. Лимит популярности в мире исчерпан, а у нас — лебединая песня. Примеров много: АББА, Демис Русос, Томас Андерс. Отгремели у нас — и ничего о них не слышно из-за рубежа. Живы ли? Бог весть. Исключение, пожалуй, Ингви Мальстин. И, хочется верить, «Пинк Флойд», чья слава пока в зените.

Московские концерты «Пинк Флойд» начинал с композиции, посвященной Сиду Баррету, создателю группы. Часто название этой композиции неверно переводят как «Сияй, сумасшедший бриллиант». Сида Баррета никто в Объединенном Королевстве «сумасшедшим бриллиантом» называть не стал бы. Тем более «Пинк Флойд», ведь они обращаются к любимому человеку, уважаемому, эксцентричному, чудаковато-гениальному музыканту. Поговаривают, правда, завистники, что баловался он наркотиками и был малость того… Но все гениальные музыканты таковы (западные, разумеется). И слово crazy в данной песне означает не «сумасшедший», а «умопомрачительный », «способный свести с ума», «удивительный оттого, что беспрецедентный». Ну a diamond в этом контексте —просто «ценность», «сокровище». На русском получается чуть-чуть напыщенно, однако дух «Пинк Флойд» узнаваем:

Вспомни, когда ты был молод — Ты сиял, словно Солнце.
Сияй же и впредь, удивительное сокровище.
Это в полной мере относится ко всей удивительной, беспрецедентной музыке «Пинк Флойд».

Pink Floyd Crew

Валентина Щербакова
«Студенческий Меридиан», №11, 1989 г.

Ваше мнение